Объекты исследования: паразиты рыб Хорезмского прудового хозяйства.
Цель работы: комплексное изучение эпизоотологического состояния распространения возбудителей инвазионных заболеваний ценных и малоценных рыб в системе Хорезмского прудового хозяйства и разработка мер борьбы с ними применительно к местным экологическим условиям.
Методы исследования: полные ихтиопаразитологические, полевые и камеральные методы.
Полученные результаты и их новизна: впервые проведено комплексное изучение паразитологических состояний рыб Хорезмского прудхоза и обнаружено ранее неизвестных 68 видов паразитов в хозяйстве. Выяснена степень заражённости паразитами всех видов рыб, установлены закономерности изменения паразитофауны рыб от экологических факторов (течения, мутности и химического состава воды, сезона года, состава пищи и характера питания рыб), а также выявлены закономерности изменения качественного и количественного состава паразитофауны карпа от возраста.
Практическая значимость: полученные данные о патогенной значимости ихтиопаразитов, заносимых с посадочным материалом в выростные пруды, доказывают необходимость постоянного паразитологического контроля рыб на всех этапах её выращивания.
Степень внедрения и экономическая эффективность: практические рекомендации по профилактике борьбы против возбудителей инвазионных заболеваний рыб внедряются в рыбоводные пруды Хорезмской области и экономическая прибыль от применения ежегодно составляла 3680000 сумов (акты внедрены в производство от 6 мая 2003 и 3 мая 2005 года).
Область применения: в высших учебных заведениях, фермерских рыбных хозяйствах республики.
Актуальность темы. Среди паразитарных заболеваний головного мозга, проблема эхинококкоза на сегодняшний день не только не потеряла, но и приобретает все большую свою актуальность (С.К. Акшулаков, Е.Т. Махамбетов, 2000). Ежегодно в странах Центральной Азии самым тяжелым и опасным гельминтозом человека (Р.М. Ахмедов, И.А. Мирходжаев, Э.Ш. Вахидов, 2001) заражается от 30% до 53,9% местного населения (Ф.Г. Назыров, 1999).
В Узбекистане, по обращаемости в хирургические стационары, уровень заболеваемости колеблется от 4 до 9 на 100000 населения. Количество больных с осложненными формами достигает 25-45%, летальность 2-5%, а количество послеоперационных осложнений 20-30%. В настоящее время отмечается увеличение диагностированных случаев заболевания, что в значительной мере обусловлено улучшением диагностики. По данным аутопсии, пораженность людей достигает 2-3% (Каримов Ш., 1994; Кариев М.Х., Усманов Р.М., Кариев Г.М., 1994).
Эхинококкоз главным образом поражает внутренние органы, такие как печень, легкие, селезенка, почки, что считается типичным для этого заболевания. На долю такого расположения приходится от 85,4 до 89,4% () всех случаев заболевания. Церебральный эхинококкоз изучен меньше, чем поражения других органов, его патоморфологическая диагностика у больных представляет большие трудности (Оморов Т.М., 2001).
Эхинококковые кисты головного мозга являются редкой локализацией зародышевых яиц ленточного гельминта и обнаруживаются в 0,5-2,5 % всех сообщаемых случаев эхинококкоза человека (). Большинство больных обращаются за медицинской помощью не своевременно, в стадии суб- или декомпенсации патологического процесса. Причиной этого является постепенное появление и нарастание клинических симптомов. В целом, эхинококкозу головного мозга свойственно псевдоопухолевое течение с явлениями застоя на глазном дне и нарушениями мозгового кровообращения в результате механического давления паразитарной кисты (С.К. Акшулаков, Е.Т. Махамбетов, 2000). Дополнительные сложности создает схожесть клинической картины эхинококкоза головного мозга с некоторыми другими объемными внутричерепными процессами ().
Единственным радикальным методом лечения является хирургическое удаление эхинококковой кисты головного мозга (Krajewski R, Stelmasiak Z, 1991). Поздняя обращаемость, связанная с несвоевременной диагностикой, значительно ухудшает прогноз и исход хирургического лечения, а также темпы и полноту регресса неврологической симптоматики.
Несмотря на значительный прогресс в диагностике и хирургическом лечении эхинококкоза мозга результаты лечения не улучшаются. Процент рецидивов заболевания все еще остается высоким и по данным разных авторов составляет 10,5-43% (Е.Т. Махамбетов, 2000 г.).
Вследствие того, что заболеванию наиболее подвержен детский возраст (), поздняя диагностика и неэффективное хирургическое лечение может оказать влияние на состояние здоровья и трудоспособность больного, перенесшего в прошлом эхинококкэктомию головного мозга.
Цель исследования: изучить и конкретизировать диагностические признаки течения эхинококкоза головного мозга, проанализировать методы и результаты хирургического лечения.
Научная новизна работы состоит в том, что на основании комплексного клинико-диагностического исследования установлены критерии, позволяющие произвести достоверную предоперационную диагностику эхинококкоза головного мозга. Разработан дифференцированный подход к хирургическому лечению эхинококкоза головного мозга методом гидравлического выталкивания в зависимости от локализации, размеров, возраста пациента и фазы течения заболевания.
Выводы:
1. Клиническая картина эхинококкоза головного мозга состоит из общемозгового и очагового симптомокмплексов. При этом на ранних стадиях заболевания превалирует общемозговая симптоматика, а позднее, по мере нарастания декомпенсации, происходит манифестация локальных неврологических симптомов.
2. Выраженность клинических проявлений эхинококкоза головного мозга зависит от возраста больного, стадии заболевания и локализации паразитарной кисты. У детей, в связи с большими компенсаторными возможностями черепной коробки, развитие клинической картины имеет менее выраженную динамику, чем у взрослых.
3. Клиническая картина эхинококкоза головного мозга соответствует современной концепции фазного развития проявлений внутричерепного новообразования.
4. Наиболее информативными методами диагностики являются компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, позволяющие достоверно диагностировать эхинококковую кисту головного мозга. При этом гидатида представляет собой округлое образование, равномерной низкой плотности, с четкими ровными контурами и, как правило, не вызывающая перифокальный или разлитой отек мозга.
5. Методом выбора хирургического лечения эхинококкоза головного мозга является метод гидравлического выталкивания, который в 61 случаях (71%) позволил произвести тотальное удаление гидатиды без повреждения её оболочки, что предотвратило обсеменение окружающих тканей головного мозга.
6. На исход хирургического лечения эхинококкоза головного мозга оказывает влияние стадия заболевания на момент поступления пациента в клинику, а также размеры, количество и локализация гидатиды и факт интраоперационного разрыва оболочки кисты.
7. Рецидивы эхинококкоза головного мозга у прооперированных больных в 5 из 6 случаев (83,3%) были связаны с фактом повреждения стенки эхинококковой кист в момент первичного хирургического вмешательства.
Объекты исследования: крупный рогатый скот зараженный P.bigcminum ом, клещ B.calcaratus, его личинки, химические препараты, кровь животных, гемоглобины, эритроциты, лейкоциты в составе крови, паразиты.
Цель работы: изучить в условиях разных областей Республики сезонную динамику заболеваемости пироплазмозом крупного рогатого скота, разработать современные лечебно-профилактические средства, способы на основе местных препаратов и внедрить в производственную практику.
Методы исследования: эпизоотологические, клинические, паразитологические, гематологические.
Полученные результаты и их новизна: в условиях разных областей Республики изучено сезонная динамика пироплазмоза крупного рогатого скота. Определена эффективность впервые синтезированных препаратов диамидина, узбикарба, полиамидина-п при лечении и профилактика пироплазмоза, определены сроки воздействия полиамидина-п в разных дозах применения на возбудителя пироплазмоза P.bigcminum, в момент паразитирования, как в организме крупного рогатого скота, так и в организме клеща B.calcaratus. В экспериментальных и производственных условиях устанавлена высокая эффективность данного препарата для профилактики пироплазмоза.
Практическая значимость: полученные результаты при применении диамидина, узбикарба и полиамидина-п в личных подсобных, дехканских и фермерских хозяйствах способствуют успешному оздоровлению крупного рогатого скота от пироплазмоза. Криоконсервация возбудителя пироплазмоза применяется для создания коллекции её штаммов, необходимой для проведения дальнейших экспериментальных работ, создание специфических биопрепаратов.
Степень внедрения и экономическая эффективность: результаты исследований являются основой для успешного проведения лечения и профилактики пироплазмоза крупного рогатого скота. Разработанное нами и утвержденное ГГУВ МСВХ Республики (Ташкент, 2010) «Наставление по применению полиамидина-п против пироплазмидозов крупного рогатого скота» внедряется в ветеринарную практику. Систематическое применение полиамидина-п для профилактики пироплазмоза позволит исрасходованный на одну голову животного 1 сум затрат получить экономическую эффективность, равной к 234 сумом. Результаты исследования могут быть использованы при проведении научных исследований, обучении студентов и магистров по ветеринарной паразитологии.
Область применения: ветеринария.